Первая российская железная дорога
В августе 1834 года в Россию прибыл профессор Венского политехнического института Франц Антон (Франц Антонович) риттер фон Герстнер (1796 - 1840), автор проекта открывшейся в 1832 году на территории тогдашней Австрийской империи 128-километровой железной, хотя и на конной тяге, дороги "Чески-Будейовицы - Линц", соединившей Влтаву и Дунай. Герстнер предложил императору Николаю I проложить рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Москвой, однако, этот проект был реализован уже после смерти Герстнера, в 1842 - 1851 годах. Францу же Антоновичу поручили, для начала, построить дорогу между столицей и летними резиденциями государей - Царским Селом и Павловском.
Первая российская железная дорога протяжённостью в 27 км была торжественно открыта 30 октября (11 ноября) 1837 года. Изготовленный на знаменитом заводе Стефенсона в английском Ньюкасле паровоз "Проворный" дотащил до пункта назначения три закрытых вагона и один открытый за 35 минут.
Первоначально станционное здание представляло из себя двухэтажную деревянную постройку. В первом этаже размешались кассы и залы ожидания, во втором - административные и жилые помещения обслуживающего персонала. В 1849 - 1852 годах архитектор Костантин Андреевич Тон, строитель, кроме прочего, зданий Николаевских (Московского и Ленинградского) вокзалов в Санкт-Петербурге и Москве, воздвиг на месте старой каменную постройку. Современное же здание было построено в стиле модерн в1904 году по проекту Станислава Антоновича Бржозовского.
Интерьеры вокзальных помещений
Парадные двери вокзала, над которыми красуются гербы Петербурга и Витебска, ведут в роскошный вестибюль, оформленный огромным витражным окном, рельефными изображениями античного покровителя путешественников - Меркурия / Гермеса, мозаичными панорамами Санкт-Петербурга (обращает на себя внимание тёмно-красный цвет, в который в начале ХХ века были окрашены стены Зимнего дворца) и Одессы. По парадной лестнице поднимаемся во второй этаж, где в 2018 году завершилась реставрация зала вокзального ресторана и где, в бывшем зале ожидания господ пассажиров I и II классов ("Зале с картинами") можно полюбоваться живописными полотнами Николая Семёновича Самокиша и Елены Петровны Самокиш-Судковской. Здесь изображены все три здания Царскосельского (Витебского) вокзала; знаменитый Павловский курзал (театрально-концертный комплекс) и постройки железнодорожной станции Царское Село - Детское Село - город Пушкин. Здание 1902 - 1904 годов работы того же С.А.Бржозовского было полностью разрушено во время войны; современное же было возведено в 1946 - 1950 годах. Под дебаркадером при выходе на перроны остановимся у павильонов "подъёмных машин" - сохранившихся с начала ХХ столетия лифтов.
Скульптурное убранство
В интерьерах вокзала в своё время красовалось аж два памятника Владимиру Ильичу Ленину. Бюст на парадной лестнице в 2003 году был заменён бюстом Николая I. На месте же статуи вождя во весь рост в световом зале (скульптор Вениамин Яковлевич Боголюбов, архитектор Владимир Иосифович Ингал) 30 октября 2007 года, к 170-летию открытия железной дороги, установили памятник Ф.А. фон Герстнеру с паровозом в руках. Перед фасадом вокзала 1 августа 2014 года, в день 100-летия вступления России в Первую мировую войну, был открыт памятник русским солдатам и офицерам, отправлявшимя с этого вокзала на фронт (и в наши дни с Витебского вокзала уходят поезда "Санкт-Петербург - Калиниград", то есть в бывшую Восточную Пруссию, а также - в ближнее и дальнее зарубежье; электрички же - в Царское Село, Павловск, Оредеж, Сиверскую и другие дачные предместья). "Петроградское небо мутилось дождём, / На войну уходил эшелон..." - писал 1 сентября 1914 года провожавший войска на Царскосельском вокзале Александр Александрович Блок.
Авторы памятника - скульпторы Студии военных художников имени М.Б.Грекова Михаил Переяславец и Алексей Игнатов, архитектор Антон Королёв.
Витебский вокзал в искусстве
На перронах, в залах и снаружи Витебского вокзала снимались такие фильмы, как "Вокзал для двоих", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Переступить черту". В конце 2018 - начале 2019 годов в "Зале с картинами" работала выставка исторических костюмов "Мода русского модерна 1890 - 1914" из коллекции знаменитого модельера Александра Александровича Васильева.