История
Здесь, на набережной Невы, вскоре после основания Санкт-Петербурга появилось двухэтажное здание гостиницы с трактиром "Петровское кружало", в котором, говорят, любил "откушивать" сам Пётр Великий. Домик этот запечатлён на переднем плане гравюры Питера Пикарта 1704 года, считающейся чуть ли не самым ранним изображением нашего города. Позднее, в 1714 году, здесь был возведён комплекс петербургского Почтового двора, куда, в частности, прибывали дилижансы с пассажирами из других регионов России и из-за рубежа. Поэтому нынешняя Дворцовая набережная непродолжительное время именовалась Почтовой; название это можно прочитать на табличке, сохранившейся на фасаде здания Старого Эрмитажа на углу набережной Зимней канавки.
В 1768 году на месте сгоревшего Почтового двора началось строительство роскошного дворца, предназначавшегося Екатериной II в подарок её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову (1734 - 1783), одному из организаторов дворцового переворота 28 июня 1762 года, в результате которого был свергнут император Пётр III и на престол взошла Екатерина.
Строительство
Дворец строился по проекту Антонио Ринальди (1709 - 1794), ученика выдающегося итальянского зодчего, горячего приверженца мрамора Луиджи Ванвителли (1700 - 1773). Унаследовав от Ванвителли страсть к мрамору, Ринальди использовал в оформлении фасадов и интерьеров нового дворца свыше тридцати его драгоценных итальянских, греческих, карельских, уральских сортов. Отсюда - название Мраморного дворца. Барельеф Ринальди можно увидеть в его парадном вестибюле.
Восстание
Григорий Орлов скончался за два года до окончания строительства. В 1796 году Екатерина передала Мраморный дворец своему второму внуку великому князю Константину Павловичу (1779 - 1831). Участник знаменитого Альпийского похода А.В.Суворова (1799 год) и войн начала XIX века с Наполеоном, наследник престола своего брата Александра I, Константин Павлович своим отречением и дальнейшим поведением спровоцировал междуцарствие 1825 года, разрешившееся 14 (26) декабря восстанием декабристов. После его смерти Николай I предоставил Мраморный дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу (1827 - 1892), крупному государственному деятелю эпохи реформ Александра II.
Дореволюционные владельцы дворца
Последние дореволюционные владельцы дворца - великий князь Константин Константинович Романов (1858 - 1915; президент Российской Академии наук, поэт и драматург Серебряного века "КР"; его мемориальный музей-квартира входит ныне в состав музея "Мраморный дворец") и его семья. Чудом уцелевший второй сын "КР" Гавриил Константинович (1887 - 1955; три его брата были сброшены живыми в шахту в Алапаевске в июле 1918 года), выпустил за границей уже неоднократно переизданные в современной России мемуары "В Мраморном дворце".
Современность
В 1919 - 1936 годах в Мраморном дворце размещалась Российская академия истории материальной культуры; далее - Центральный музей В.И.Ленина, главный из тринадцати ленинских музеев Ленинграда и его окрестностей. С 1992 года дворец является филиалом Государственного Русского музея. В Служебном флигеле Мраморного дворца (Миллионная улица, 5; годы постройки - 1780 - 1787; архитектор - Пётр Егорович Егоров (1731 - 1789). В 1844 - 1847 годах флигель был перестроен Александром Павловичем Брюлловым (1798 - 1877). Автор рельефного фриза "Служение лошади человеку" - Пётр Карлович Клодт (1805 - 1867)) ныне находится Северо-западный государственный заочный технический университет.