История
Всемирно известный петербургский храм освящён в честь проживавшего в IV веке нашей эры в Далмации, то есть на территории нынешних Черногории и Хорватии, христианского монаха Исаакия Далматского. Именно он предсказал древнеримскому императору Валенту, упорно не желавшему принимать христианство, поражение и гибель в войне с готами; 9 августа 378 года Валент погиб в битве под Адрианополем (северо-западная Турция; по легенде, Валент был сожжён живьём в стоге сена, в котором спрятался после разгрома его войск).
Первый Исаакиевский собор
День памяти св.Исаакия отмечается, в том числе, 30 мая. 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве (по другим данным, в одной из подмосковных царских резиденций) родился Пётр I, поэтому первый - деревянный, петербургский Исаакиевский собор был построен примерно на месте нынешнего Медного всадника ещё в 1707 году. Второй -каменный, собор был возведён там же в 1717 - 1727 годах.
Собор при Екатерине II
8 августа 1768 года был заложен третий Исаакиевский собор. При Екатерине II наш город был украшен грандиозными архитектурными ансамблями; архитектор Антонио Ринальди (1709 - 1794) облицовывал стены собора драгоценными сортами мрамора. Однако, после смерти Екатерины (1796 год) Павел I демонстративно велел архитектору Винченцо Бренна (1747 - 1820) достроить собор из простого кирпича. Храм освятили 30 мая 1802 года.
Современный Исаакиевский собор
Нынешний -четвёртый, Исаакиевский собор возводился по проекту Огюста Рикара де Монферрана в 1818 - 1858 годах. Существует предание о том, что в молодости Монферрану предсказали, что он умрёт сразу же по окончании работ, поэтому, дескать, он и растянул строительство на сорок лет. Правда это или нет, но архитектор скончался в своём доме на набережной Мойки (ныне - № 86) 28 июня (10 июля) 1858 года, то есть через 29 дней после освящения собора (30 мая (11 июня) того же года).
Интерьер
Инженерно-технические работы, в том числе - установка в грунте 10762 сосновых свай или подъём в вертикальное положение 112 гранитных монолитных колонн, проводились под руководством тёзки Монферрана знаменитого испанского (с 1808 года - российского) учёного Августина де Бетанкура (1758 - 1824). Роскошный интерьер собора составлялся из мрамора, малахита, лазурита, мозаик, золочёной бронзы выдающимися художниками и скульпторами - Карлом Павловичем Брюлловым, Фёдором Антоновичем Бруни, Петром Карловичем Клодтом, Николаем Степановичем Пименовым и другими. Внешнее скульптурное убранство сооружалось под руководством Ивана Петровича Витали (1794 - 1855).
Фасады
На фронтонах собора установлены многофигурные скульптурные группы: "Исаакий Далматский останавливает лошадь Валента" (восточный), "Поклонение волхвов" (южный), "Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия" (западный; среди изображённых можно узнать и лежащего в левом углу с моделью Исаакиевского собора в руках Огюста Монферрана), "Воскресение" (северный). На углах и вершинах фронтонов размещены фигуры всех 12-ти апостолов (на вершинах - 4-х евангелистов).