«Финские кварталы» на Выборгской стороне

Содержание:

     

    Категория: 
    Город: 
    Санкт-Петербург
    Своеобразный историко-этнографический заповедник в северной части исторического Санкт-Петербурга.

    После открытия железной дороги

    150 лет назад, 11 (23) сентября 1870 года, открылось движение на всём протяжении Финляндской железной дороги. Обслуживали дорогу, как правило, выходцы из Великого княжества Финляндского — машинисты, техники, кондуктора. станционные буфетчики. По проектам выпускника Политехнической школы в Гельсингфорсе (Хельсинки) Бруно Фердинанда Грансхольма (1857 — 1930) в архитектурном стиле «северный модерн» — «финский национальный романтизм» были выстроены вокзальные здания на станциях Шувалово (1898), Озерки (1902), Парголово (1906), Левашово (1908), Ланская (1910), Удельная (1915).

    В кварталах, примыкающих к Финляндскому вокзалу, традиционно расселялись петербургские финны. Известный ленинградский учёный-лингвист и писатель Лев Васильевич Успенский (1900 — 1978), чьё детство прошло в нынешнем доме 9 по Лесному проспекту, вспоминал в своих знаменитых мемуарах «Записки старого петербуржца», как покупал душистый хлеб в финской булочной, владельцы которой, «два белозубых старичка», прекрасно знали подростка как постоянного покупателя; как, гуляя с нянюшкой по дальнему перрону Финляндского вокзала, подходил к часовне, откуда отправлялись в Финляндию останки умерших в «Пиетари» — Петербурге — финнов: по традиции, их полагалось предавать земле на родине. Были в этом районе и финские аптеки, финские лавки, финские школы.

    На главном проспекте района

    Центральной магистралью «финского» района служила Нюстадская улица (с 1913 года — Лесной проспект), названная в 1887 году в честь города Нюстада (Ништадта, нынешнего Уусикаупунки, расположенного на побережье Ботнического залива Балтийского моря примерно в 80 км к северо-западу от древней столицы Финляндии Турку (Або)), в котором 30 августа (10 сентября) 1721 года был подписан Ништадтский мир, завершивший Северную войну России со Швецией. В 1991 году на фасаде дома № 7 была открыта мемориальная доска с надписями на русском и финском языках: в 1902 — 1904 годах в этом доме жил писатель и журналист Майю Лассила (1868 — 1918; настоящее имя — Альгот Тиоталяйнен-Унтола). Россиянам он известен как автор переведённой на русский язык Михаилом Михайловичем Зощенко сатирической повести «За спичками», по которой в 1980 году Леонидом Иовичем Гайдаем был поставлен одноимённый фильм. Сам Майю Лассила, примкнувший во время гражданской войны в Финляндии к «красным», был расстрелян «белыми» 21 мая 1918 года.

    Машинист исторического паровоза

    Ещё одна памятная доска была демонтирована (и до сих пор не восстановлена) с фасада дома № 4Б по улице Комиссара Смирнова (до 1949 года — Ломанского переулка). Здесь, в квартире 29, проживал финский машинист Гуго Эрикович Ялава (1874 — 1950). Убеждённый социал-демократ, он 9 августа 1917 года, управляя паровозом Н2-293 поезда «Петроград — Райвола (Рощино)», посадил на станции Удельная на паровоз В.И.Ленина и нелегально; по легенде, под видом кочегара, вывез его на территорию Великого княжества Финляндского. В Териоках (Зеленогорске) Ленин сошёл с паровоза и направился в местечко Ялкала к Парвиайненам. 7 октября 1917 года точно таким же способом Ленин вернулся в Петроград. 

    О «путешествиях кочегара Ильича» напоминают памятные надписи на «перронном» фасаде вокзала железной дороги и в подземном вестибюле станции метро «Удельная». Исторический паровоз же, переданный вместе со всем подвижным составов Финляндской железной дороги по договору 1924 года Финляндии, в 1957 году, к 40-летию Октябрьской революции, был возвращён России и в 1964 году установлен в стеклянном павильоне на одном из перронов Финляндского вокзала.

    Как добраться

    станция метро «Площадь Ленина», трамвай № 20, автобус № 86; остановка — «Улица Комиссара Смирнова».