Храм на месте жуткой трагедии
1 (13) марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (с 1923 года - канала Грибоедова) прозвучали два взрыва, произведённые Николаем Ивановичем Рысаковым (1861 - 1881) и Игнатием Иоакимовичем Гриневицким (1856 - 1861), членами террористической организации "Народная воля". Взрывами было убито и ранено свыше 20 (по другим данным - свыше 70) человек (в основном, оказавшихся в этот момент на набережной прохожих); среди них - умерший через 8 часов от ранений в больнице террорист Гриневицкий и скончавшийся через час в Зимнем дворце от последствий острой кровопотери Царь-освободитель Александр II (1818 - 1881). Собственно, на физическое устранение Царя-освободителя и была направлена деятельность так называемой "Народной воли".
Уже 17 (29) апреля 1881 года на месте пролития невинной крови была открыта часовня, воздвигнутая по проекту Леонтия Николаевича Бенуа (1856 - 1928). А вскоре был объявлен конкурс на строительство монументального храма Воскресения Христова, сразу же, по понятным причинам, получившего в народе наименование "Спас на Крови". Несмотря на то, что в конкурсе приняли участие многие именитые зодчие - Иероним Севастьянович Китнер (1839 - 1929), создатель выставочных корпусов Соляного городка на набережной Фонтанки и Пальмовой оранжереи в Ботаническом саду; Виктор Александрович Шрётер (1839 - 1901), построивший в Петербурге множество добротных зданий; тот же Л.Н.Бенуа, победителем после нескольких туров стал мало кому тогда известный Альфред Александрович Парланд (1842 - 1919). В разработке проекта принял участие и архимандрит Игнатий (в миру - Иван Васильевич Малышев, 1811 - 1897), настоятель Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, где в 1877 - 1884 годах тот же А.А.Парланд воздвиг в византийском архитектурном стиле Воскресенскую церковь (снесена в 1968 году), в которой позднее и был погребён архимандрит. На проекте Парланда авторитетное жюри, возглавлявшееся президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем (1847 - 1909), третьим сыном Александра II, остановилось потому, что только он предусмотрел сохранение участка подлинных, марта 1881 года, мостовой и ограды Екатерининского канала, которые и сегодня можно увидеть под сенью в интерьере храма.
Храм, заложенный в октябре 1883 года и торжественно освящённый 5 (19) августа 1907 года, считался не приходским, а государственным. Службы в нём организовывались не регулярно, а по особым поводам, прежде всего - в дни памяти Александра II; пройти на них можно было только по пропускам. В 1906 - 1908 годах по проекту, опять-таки, А.А.Парланда рядом была сооружена часовня-ризница, в которой хранились иконы. написанные в память о Царе-освободителе. В ансамбль храмовой площади входят также дом № 2а по набережной канала и ограда Михайловского сада. По легенде, проходя однажды мимо ограды и обратив внимание на узоры её рисунка, композитор Исаак Осипович Дунаевский (1900 - 1955) сочинил знаменитый марш для кинофильма "Цирк" (год выхода на экраны - 1936).
От храма - к музею
30 октября 1930 года храм был закрыт и позднее едва не снесён. Во время блокады Ленинграда он использовался как морг, а после войны - как склад декораций Малого оперного театра. 28 октября 1961 года сапёрами был извлечён и обезврежен 150-килограммовый фугасный снаряд, попавший в здание во время фашистской бомбардировки, но не разорвавшийся. Среды разрыва другого снаряда, на этот раз - артиллерийского, сохранились на одной из гранитных мемориальных досок.
Только лишь 20 июля 1970 года было принято решение о создании в храме музея на правах филиала Музея-памятника "Исаакиевский собор". Если "Спас на Крови" строился 24 года (1883 - 1907), то реставрировался он 27 лет! Уникальный, по сути - единственный в мире музей мозаики был открыт для посетителей 19 августа 1997 года, в день 90-летия освящения храма, и сразу же стал одним из самых известных и популярных музеев Санкт-Петербурга.
Высота храма, рассчитанного на 1600 прихожан, составляет 81 метр, напоминая, таким образом, год убийства императора - 1881. Нижний ярус экстерьера опоясывают гранитные мемориальные доски, на которых кратко изложена биография Александра II и перечислены его заслуги - отмена в 1861 году крепостного права, выигранная в 1878 году русско-турецкая война, присоединение к империи новых территорий, военная и судебная реформа и т.д. Средний ярус колокольни оформлен выполненными с фотографической точностью изображениями гербов городов России, население которых собирало средства на сооружение "Спаса на Крови". Среди них - гербы Санкт-Петербурга, Петергофа, Царского Села, Шлиссельбурга и Кронштадта.
Внутри храма посетители видят расположенные "шпалерно", то есть без пробелов, мозаичные картины общей площадью 7065 квадратных метров, созданные в мастерской замечательного мозаичиста Владимира Александровича Фролова (1874 - 1942), погибшего позднее от голода в блокадном Ленинграде, по рисункам более, чем 30 художников, в том числе - всем известных Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926), Михаила Васильевича Нестерова (1862 - 1942), Андрея Петровича Рябушкина (1861 - 1904) и Николая Николаевича Харламова (1863 - 1935).