Крейсер "Аврора"

Содержание:

     

    Крейсер "Аврора"
    Категория: 
    Город: 
    Санкт-Петербург
    Адрес: 
    Петроградская набережная, 2
    легендарный корабль № 1 Военно-морского флота России

    Доблестный парусник

    Парусный фрегат, получивший имя в честь древнеримской богини утренней зари (по другой версии - в честь петербургской красавицы фрейлины Авроры Карловны фон Шернваль - Валлен, в которую император Николай I был влюблён), был построен на Охтинской верфи в 1833 - 1835 годах. В августе - сентябре 1854 года, во время Крымской войны, стоя в гавани Петропавловска-Камчатского, он принял самое активное участие в обороне полуострова Камчатка и в успешном отражении двух штурмов, предпринятых англичанами и французами. Чтобы прибыть с Балтики на Дальний Восток и возвратиться после войны в Кронштадт, "Авроре", которой тогда командовал капитан-лейтенант Иван Николаевич Изыльметьев, пришлось совершить два кругосветных плавания. 
    В 1861 году фрегат был продан на слом.

    Фрегат «Аврора» во время бури. 1838

    Крейсер I ранга

    Современнная "Аврора", равно как и два других крейсера-близнеца, также носившие имена античных богинь - Паллады и Дианы, была построена на стапелях Нового Адмиралтейства (нынешних "Адмиралтейских верфей") в 1897 - 1899 годах и торжественно спущена на воду 11 (25) мая 1900 года. Через 5 лет, 14 - 15 (27 - 28) мая 1905 года крейсер в составе Второй Тихоокеанской эскадры принял участие в гибельном для российского флота Цусимском морском бою с японцами. В отличие от 27 других кораблей "Авроре" удалось остаться на плаву и через Индийский океан, Красное и Северное моря к февралю 1906 года вернуться на Балтику, но жертвами упорного сражения стали 15 членов экипажа и в их числе - командир крейсера капитан I ранга Евгений Романович Егорьев. Его фотографию, вставленную в рамку, изготовленную из деталей разорванной снарядом обшивки "Авроры", матросы передали семье командира; сейчас же реликвию можно увидеть в одном из помещений крейсера-музея.
    Во время Первой мировой войны "Аврора" принимала участие в боях в Балтийском море.

    Крейсер "Аврора"

    В 1917 и в последующие годы

    Зимой 1917 года крейсер прибыл в Петроград для ремонта. 27 февраля, в разгар событий Февральской революции, на корабле вспыхнул бунт, усмирённый после того, как командир корабля капитан I ранга Михаил Ильич Никольский и старший офицер Павел Павлович Огранович произвели несколько револьверных выстрелов в толпу матросов. Однако, на следующий день, после того, как на причал пришла группа революционных рабочих, Никольский был убит, а Огранович тяжело ранен. Власть в так называемом судовом комитете захватили большевики, выбравшие комиссаром машиниста I статьи Александра Викторовича Белышева.
    В ночь на 25 октября (7 ноября) крейсер был введён в Неву к Николаевскому (ныне - Благовещенскому) мосту. Версия о том, что в историческую ночь "Аврора" стояла там, где сейчас, то есть, в истоках Большой Невки, является стопроцентным заблуждением. Орудийным и винтовочным огнём авроровцы должны были воспрепятствовать намерению юнкеров развести мост. Бытует и мнение, что крейсер должен был обстреливать и городские кварталы Петрограда. В случае открытия огня город был бы разрушен в считанные минуты. Но офицеры "Авроры", рискуя головами (если бы матросы узнали бы тайну, их расстреляли бы на месте), спрятали снаряды. Комендор (военно-морской артиллерист) Евдоким Павлович Огнев в 21.40 произвёл по приказу комиссара Белышева единственный выстрел из 8-дюймового бакового орудия, вошедший в революционную легенду как "Залп "Авроры"", но, когда выяснилось, что выстрел - холостой, огонь прекратился.
    Никаким сигналом к штурму Зимнего дворца, которого как такового и не было, "залп", конечно, не являлся. На набережной Красного Флота (Английской), между домом 44 и местом стоянки "Авроры" в акватории Невы, была открыта памятная стела.
    После революции "Аврора" в качестве учебного корабля совершила несколько походов в Скандинавию и в Архангельск и 2 ноября 1927 года, к 10-летию Октября, была награждена орденом Боевого Красного Знамени. В начале Великой Отечественной войны из демонтированных с крейсера орудий были сформированы батареи, прикрывавшие подступы к Ленинграду с суши. Сам же крейсер, превращённый в плавучую базу зениток, всю войну простоял в акватории Сидоровского канала в Ораниенбауме. Фашисты, стремившиеся уничтожить его ещё и потому. что понимали, какое значение "Аврора" имеет для советского народа, постоянно подвергали её артиллерийским и авиационным атакам. Получив значительные повреждения, крейсер с креном на правый бок опустился на грунт.

    Крейсер "Аврора"

    В наши дни

    После снятия блокады, в июле 1944 года, легендарный крейсер был поднят и отведён в Кронштадт для ремонта. Ещё до его окончания, 6 ноября 1947 года, накануне празднования 30-летия Октябрьской революции, "Аврору" переместили на историческую стоянку к мосту Лейтенанта Шмидта. И только 17 ноября 1948 года крейсер встал на якорь напротив Нахимовского училища. В 1957 году окончательно был оформлен статус филиала Центрального Военно-морского музея с сохранением за крейсером I ранга корабля действительной боевой службы. 22 февраля 1968 года "Аврора" была награждена орденом Октябрьской Революции, в рисунке которого присутствует и её изображение, став, таким образом, единственным дважды орденоносным кораблём.  Дважды, в 1984 - 1987 и в 2014 - 2016 годах, "Аврора" ремонтировалась; соответственно, на заводе имени Жданова ("Северной верфи") и Кронштадтском Морском заводе. На место вечной стоянки крейсер вернулся 16 июля 2016 года.
    Сегодня посетители проходят по палубам "Авроры" к знаменитому орудию на носу, затем спускаются в кубрик, где слушают подробный рассказ о матросском быте и революционных событиях; в других помещениях обозревают многочисленные реликвии. в том числе - оружие, награды и личные вещи матросов; панораму Петрограда 1917 года, фото- и живописные изображения крейсера.

     

    Крейсер "Аврора"

    Как добраться

    трамваями №№ 3. 6, 40; автобусом № 49; остановка - "Улица Чапаева". Часы работы музея: 11 - 18; выходные - понедельник, вторник.