Переправа через Фонтанку
В 1780-х годах было принято решение заменить деревянные мосты через Фонтанку построенными по типовому проекту каменными. По поводу автора или авторов проекта определённого мнения до сих пор нет. Вполне вероятно, он был выполнен при участии приглашённого на русскую службу в 1769 году Екатериной II выдающегося военного инженера, героя русско-турецкой войны, закончившейся присоединением к России Крыма, Фридриха Вильгельма Бауэра (Боура); знаменитых архитекторов Юрия Матвеевича Фельтена и Василия Ивановича Баженова. Ряд исследователей считают, что при составлении проекта были использованы труды французского инженера-мостостроителя Жана Родольфа Перроне, в Петербург никогда не приезжавшего.
Типовой проект моста предусматривал три пролёта: боковые каменные и центральный деревянный. Поскольку по реке Фонтанке в те времена ходили парусники, мосты, точнее - их центральные пролёты, необходимо было разводить. Разводили, разумеется, вручную; между возведёнными на каждом мосту четырьмя каменными башнями и внутри башен размещались вспомогательные устройства; от них сохранились цепи.
В 1783 - 1788 годах были построены незначительно отличавшиеся друг от друга лишь параметрами (в частности, шириной) мосты Симеоновский (Белинского), Аничков, Екатерининский, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин. До наших дней из перечисленных свой облик сохранили лишь третий и седьмой.
Переименования и реконструкции
Екатерининский мост, получивший имя в честь императрицы Екатерины II, с санкции которой мосты были возведены, был построен в 1785 - 1788 годах и в 1798 году был переименован в Чернышёв: рядом находилась усадьба графов Чернышёвых. 23 августа 1948 года, через полгода после того, как город Ораниенбаум был переименован в честь великого русского учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова, Чернышёвы мост, улица и площадь были также названы его именем. Памятник же Ломоносову работы Пармена Петровича Забелло был установлен на Чернышёвой площади ещё в 1892 году.
В 1912 - 1913 годах Чернышёв мост был реконструирован по проекту строителя петербургского Дворцового моста Анджея Павловича Пшеницкого. Деревянный пролёт заменили стальным; у башен установили гранитные обелиски с фонарями.
Длина моста Ломоносова - 57,2 м, ширина - 14, 66 м.