История
22 сентября 1870 года была открыта Финляндская железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Гельсингфорсом (Хельсинки) - столицей Великого княжества Финляндского. По проекту Петра Станиславовича Купинского было возведено здание Финляндского вокзала (от него сохранился лишь центральный фрагмент фасадной стены с посвящённой выступлению на площади В.И.Ленина), а перед ним была разбита небольшая привокзальная площадь. Она существует и по сей день: на ней расположены конечные остановки трамваев №№ 6, 20, 23 и 30; троллейбусов №№ 38 и 43 и автобуса № 49. Именно на этой площади 3 (16) апреля 1917 года при стечении огромных толп петроградцев и была организована торжественная встреча вернувшегося в Россию из так называемой "второй эмиграции" Владимира Ильича Ленина (1870 - 1924); именно здесь, взобравшись на башню броневика, он произнёс речь о социалистической революции.
Открытие
Никакой площади у Невы тогда не было; сегодняшнее её пространство занимали станционные постройки, склады и железнодорожные тупики. Историческая же площадь Финляндского вокзала 25 апреля 1924 года была переименована в площадь Товарища Ленина (позднее - в площадь Ленина), от неё к Неве, вдоль корпусов Михайловской артиллерийской академии, была пробита аллея Ленина. а 7 ноября 1926 года на площади был открыт памятник Ленину на броневике работы скульптора Сергея Александровича Евсеева, архитекторов Владимира Георгиевича Гельфрейха и Владимира Алексеевича Щуко. Высота памятника - 10 метров, вес - 200 тонн.
Годы блокады
В годы блокады памятник Ленину, подобно Медному всаднику, был укрыт мешками с песком и обшит досками. Финляндский вокзал же работал: отсюда к Ладожскому озеру уходили эшелоны с эвакуируемыми ленинградцами; сюда же 7 февраля 1943 года, менее, чем через три недели после прорыва блокады, прибыл первый поезд с продовольствием с Большой земли.